Главная                                                      Конец любви?                                      Статьи

 

  В этом союзе с самого начала было ясно, кто будет играть главную роль: все решения принимает он.

 

  Когда они познакомились, а произошло это четырнадцать лет назад в Париже, между ними не было совершенно ничего общего. Он - поляк, приехавший из-за железного занавеса, из интеллигентной семьи с давними традициями, зрелый и умудренный жизнью мужчина, добившийся многого и имевший за спиной немало связей с женщинами, как формальных, так и нет. Она - восходящая звездочка французского кино, из семьи рабочих, кроме жизненного задора, своих шестнадцати лет, красоты и привлекательности, казалось, не имела ничего, что она могла бы предложить такому мужчине, как он.

 

  И, тем не менее, Анджей Жулавский, признанный мастер, и Софи Марсо, начинающая актриса, которая о жизни тогда знала столько же, сколько неоперившийся птенец, почти тотчас же стали неразлучной парой. Скоро Софи переехала в дом Жулавского во Фромоне, хотя еще совсем недавно хозяйкой там была предыдущая спутница жизни мастера художница Ханна Вольска, мать его другого сына, Игната. В своих воспоминаниях Жулавский пишет, что для Ханны он был интересен, прежде всего, с финансовой точки зрения. Молодой и невинной Софи не нужны были деньги - ей импонировали огромная эрудиция, знания, культура и самостоятельность суждений Жулавского.

 

  Сейчас Софи не скрывает, что именно Анджей сформировал ее как актрису, женщину и как личность. Значит, можно сказать, что он интересовал ее с интеллектуальной точки зрения. Это он помогал ей познавать мир, подсовывал книги, открывал перед ней новые горизонты. Об этой связи Софи говорила годы спустя: "Нас соединило нечто большее, чем любовь". И в самом деле, если бы их союз был основан только на страсти, то он бы не продержался так долго и кончился так же быстро, как и многие предыдущие романы Жулавского. Потому что Жулавский в жизни вовсе не является легким человеком. Как эстета его привлекает красота, как мастер он постоянно искал новые источники вдохновения. Это нашло свое отражение в его чувственной жизни - динамичной и неспокойной. Жулавский оставил в прошлом брак с подругой детства Барбарой Барановской; потом он женился на Малгорзате Браунек, от которой у него родился сын Ксаверег (28).

 

  Они расстались в 1995 году. Позже режиссер записал в своих автобиографичных "Письмах домой", что Малгорзата не всегда занималась сыном так, как следовало бы, или даже не занималась им совсем. Расставшись с Малгорзатой Браунек, Анджей Жулавский уехал во Францию. Решение об отъезде, помимо проблем личного характера, было вызвано также трудностями создания фильма "На серебряном глобусе", который был основан на повести его двоюродного деда Ежи Жулавского. Свободолюбивые идеи фильма оказались слишком сложны для восприятия чиновников ПНР. Производство фильма было прервано, Жулавский покинул страну. Потом появились "Публичная женщина", "Одержимая бесом", "Шальная любовь", "Борис Годунов", фильмы, которые принесли ему международную славу и признание. И это не случайно, что главные роли в этих фильмах играли молодые и талантливые актрисы Изабель Аджани, Валери Капрински, Роми Шнайдер. Про каждую из них ходили слухи, что у нее роман с режиссером.

 

  Не секрет, что Анджей Жулавский любит женщин, любит исследовать тайны их личности и души. И чтобы в полной мере отразить в фильме всю глубину личности своих актрис, он старается завязать с ними как можно более близкие отношения, в том числе и эротического характера - приступая к съемкам фильма, Анджей полностью посвящает себя работе. Однако, при работе с актерами режиссер часто переступал ту границу интимности, которые многие актеры не желали переступать. И тогда в отношениях между актером и режиссером появляется напряженность, потому что Анджей, как правило, хочет раскрыть эту интимную сторону человека, и это интересует его больше всего в работе с актером - заявила не так давно Малгорзата Брунек.
  

  Софи Марсо долго сама считала себя созданием Анджея Жулавского. Она была полностью предана ему. "Если пять миллиардов человек скажут мне, что что-то есть белое, а он скажет, что черное, или наоборот, то я всегда поверю ему, а не им. Может, это свидетельствует о том огромном влиянии, которое оказывает на меня мой муж, но мне это подходит", - говорила она недавно в одном интервью (в журнале "Махина"). Однако складывается такое впечатление, что влияние Анджея Жулавского, которое позволило молодой девушке стать незаурядной личностью, становится все слабее. Софи Марсо уже четыре года является счастливой матерью. Она успешно справляется с массой обязанностей, ее карьера находится в стадии расцвета.

 

  Она сыграла главную роль в "Анне Карениной", работала с великим Микеланджело Антониони, сейчас - уже не в первый раз - о ней вспомнил Голливуд. Пока что Софи Марсо отклоняла предложения из-за океана. Почему? Решение об отъезде в Штаты является для четы Жулавского-Марсо вопросом жизни и смерти их брачного союза. В Европе он имеет сильные позиции, а США, где он не намеревается делать карьеру, он был бы только тенью своей жены. Но, к всеобщему удивлению, Софи Марсо выехала в Соединенные Штаты, где продолжаются съемки фильма о Джеймсе Бонде. Можно догадаться, что Анджей Жулавский, который не выносит американского кино и голливудского стиля жизни, тут ни при чем. Актриса выехала из Франции вместе со своим четырехлетним сыном Венсаном. Вскоре вслед за ней уехал и ее муж. Неужели для того, чтобы вернуть жену? Это кажется очень правдоподобным. Анджею Жулавскому, требовательному интеллектуалу, статус мужа девушки Бонда, определенно, не подходит.

 

Жицие на горацо №2 (7 января 1999 года)

 

 

Hosted by uCoz